Самарина Г.П. "Этапы финансового кризиса в Азии и его причины".1997

Причины кризиса были заложены в традиционной схеме кредитования МВФ и мировых финансовых институтов. Финансовый кризис в Азии характеризуется следующими тремя этапами.

На основании подготовленных программ развития, разработанных специалистами азиатских правительств и согласованных с МВФ и другими инвестиционными фондами последние начинают финансирование по традиционной схеме. Выделенные фондами кредиты поступают на счет государства, и далее чиновничий аппарат, по своему усмотрению, разделяет его по базовым отраслям и предприятиям.

Гарантом выделенных кредитов является государство, поэтому и контроль за использованием кредитов возлагается на него. Традиционно сложившееся схема с самого начала предусматривает неэффективное распределение, использование и контроль над денежными средствами.

В результате такого подхода инвесторы не могут определить в какие отрасли и на какие предприятия пошли кредиты и дошли ли они.

МВФ не осуществлял систематического надзора за качеством управления и регулирования финансового сектора, так как это не было стандартным элементом надзора по статье IV Устава МВФ.

С момента поступления кредитных средств на счета государства вызываются к жизни, следующие финансовые процессы:

  1. Укрепляет состояние национальной валюты страны.

  2. Уменьшает дефицит бюджета, т.к. поступившие кредитные средства позволяют стране решить ряд внутренних проблем.

  3. Снижаются заимствования государства на внутреннем и внешнем рынке, увеличивается спрос на государственные долговые обязательства, снижается их доходности, что приводит к снижению ставки рефинансирования Центральным Банком и как следствие приводит к росту инвестиционной активности.

  4. Все выше перечисленное вызывает к жизни главные процессы: снижение инфляции, росту ВВП, снижению безработицы, последнее приводит к снижению трансфертных платежей, связанные с безработицей, а значит еще более дефицита бюджета.

  5. При условии снижения налогов государством, что приведет к стимулированию совокупного спроса семейных хозяйств и фирм, что создает все предпосылки для начала стабилизации и последующего повторения п.п. 1 – 5.

Эти процессы ведут к неизбежной стабилизации и началу подъема экономики государства.

Однако это возможно при условии, что в правительстве и обществе отсутствуют милитаристские наклонности, подготовлена законодательная база, исключающая коррумпированность власти, имеется аппарат в правительстве и Центральном Банке, владеющий макроэкономической теорией и способный практически ее воплотить в жизнь и главное существует готовность и способность осуществить экономические реформы.

При выполнении этих условий осуществление п.п. 1. – 5. неизбежно.

Бесконтрольность со стороны МВФ государственных программ порождает на начальном этапе финансирования кризис.

Следует отметить, что одной из причин кризиса является то, что государственные инвестиции менее эффективны чем частные.

На втором этапе происходит углубление кризисных явлений. Частные инвестиционные фонды осознают какие процессы будут инициированы в государстве (см. п.п. 1. – 5.) в случае выделения МВФ & МИФ кредитов правительству для получения практически тройной прибыли. Она складывается от укрепления валюты страны, последующей покупки и продажи государственных облигаций и далее покупки акций и облигаций предприятий.

Это приводит к инвестиционным интервенциям в активы страны со стороны частных портфельных инвесторов до прихода кредитов МВФ.

И в случае неустойчивого финансового рынка к его расшатыванию.

После получения долгосрочных правительственных кредитов активы предприятия, участвующих в правительственных программах, начинают расти. Отечественные и зарубежные инвесторы обнаруживают, что коэффициент, отражающий отношение активов предприятия к капитализации, предприятия больше аналогичного коэффициента соответствующей отрасли развитой страны. Это естественно вызывает к жизни активизацию инвестиций и рост фондового рынка в целом. Начинается активная покупка акций и облигаций базовых предприятий, получивших государственные долгосрочные кредиты.

В свою очередь, предприятия, получившие кредиты, и их партнеры, обнаружив повышенный спрос инвесторов на свои активы, начинают активный выпуск акций и облигаций.

Начинается этап строительства финансовых пирамид.

При этом на первых порах, азиатские фирмы, воспользовавшись спадом экономики в Европе, начинают захватывать рынки последней . При этом капитал уходящий из Европы естественно перемещается в перспективную, растущую Азию, еще более открывая путь азиатским товарам уже на рынки Европы. Намечается и начинает реализовываться интенсивный рост ВВП.

Коэффициент предельной производительности капитала (МРК) на первых порах был значительно больше нормы.

При этом намечается процесс, когда коэффициент MPKdQ/dK, равный отношению прироста ВВП к приросту инвестиционного капитала (капитализации), начинает замедляться, переходя от фазы роста, к фазе насыщения, в дальнейшем к фазе динамической неустойчивости рынка - кризису.

Начинает создаваться опасная тенденция, характеризующаяся с одной стороны ростом долгов государства, а с другой внешней "благопристойностью" предприятий, получивших долгосрочные государственные кредиты. С третьей стороны намечается тенденция увеличения уровня “плохих” проектов разрабатываемых и внедряемых специалистами - технократами, которые не эффективно используют растущий поток денежных средств.

Таким образом, кризис инвестиций полностью был подготовлен всеми предыдущими процессами.

Последний этап характеризуется осознанием неизбежности кризиса со стороны инвесторов.

Когда пришло время азиатским государствам платить по долгам МВФ, они потребовали их у предприятий, построивших на них основу своих финансовых пирамид, резко уменьшив оборотные средства. Как следствие разразился кризис, который проявился в :

  1. Невозможности погашения долгов МВФ азиатскими государствами.

  2. Уменьшение активов предприятий кредиторов. Как следствие ухудшение состояния, связанных с ними предприятий.

  3. Ухудшение экспортно-импортного баланса.

  4. Обвале национальной валюты и еще большего бегства капитала из страны.

  5. Росте дефицита бюджета, падении совокупного спроса и росте совокупного предложения долговых обязательств государства, увеличении ставки рефинансирования для удержания финансового рынка.

  6. Падение фондового рынка, ухудшение инвестиционных процессов.

  7. Росте инфляционных процессов, уменьшении совокупного спроса, уменьшении ВВП, уменьшении совокупного спроса на энергоносители, сырье, падение цен на энергоносители, сырье, как следствие наступление шока в экономике нефтепроизводящих и сырьевых стран, в том числе и в России.

Каждый последующий пункт через обратные связи ухудшает предыдущий.

Анализ этапов кризиса в Азии позволяет сделать вывод о необходимости изменить традиционно сложившуюся схему кредитования МВФ, правительства должны предоставлять общественности точную и своевременную экономическую информацию и осуществлять надлежащий надзор за банковскими системами своих стран.


, Copyright
© 1999 Fund "Noosphere" & Samarina G.P.

All Rights Reserved.