ЗАКОН СССР ОТ 27.12.1990 N 1869-1 О ВСЕНАРОДНОМ ГОЛОСОВАНИИ (РЕФЕРЕНДУМЕ СССР)

   27 декабря 1990 года                                      N 1869-1
   ------------------------------------------------------------------
   
               СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
   
                                 ЗАКОН
   
              О ВСЕНАРОДНОМ ГОЛОСОВАНИИ (РЕФЕРЕНДУМЕ СССР)
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Понятие всенародного голосования (референдума СССР)
   
       В СССР народ осуществляет  государственную  власть  как  через
   Советы  народных  депутатов,  так  и непосредственно,  в том числе
   путем референдума.
       В настоящем  Законе  референдум понимается как способ принятия
   гражданами СССР  всенародным  голосованием  законов  СССР  и  иных
   решений по наиболее важным вопросам государственной жизни.
   
       Статья 2. Принципы проведения референдума СССР
   
       Референдум СССР проводится на основе следующих принципов:
       участие в референдуме является свободным;
       голосование является добровольным и тайным и осуществляется на
   основе всеобщего, равного и прямого избирательного права;
       граждане СССР  участвуют в голосовании непосредственно и лично
   по месту своего проживания;
       каждый участник референдума обладает одним голосом.
       При проведении референдума  обеспечиваются  гласность,  в  том
   числе при подсчете голосов, участие общественности.
   
       Статья 3. Право на участие в референдуме СССР
   
       В референдуме СССР участвуют граждане СССР, достигшие 18 лет и
   имеющие право голоса согласно законодательству Союза ССР.
       Какое бы  то  ни  было  прямое  или косвенное ограничение прав
   граждан СССР на участие  в  референдуме  является  недопустимым  и
   наказывается по закону.
       В референдуме  не  участвуют  психически   больные   граждане,
   признанные судом недееспособными,  лица, содержащиеся по приговору
   суда в местах лишения свободы, а также лица, в отношении которых в
   порядке,      установленном      уголовно     -     процессуальным
   законодательством,  избрана  мера  пресечения  -  содержание   под
   стражей.
   
       Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум СССР
   
       На референдум   СССР   выносятся   предложения   по  вопросам,
   отнесенным Союзным Договором и Конституцией СССР к  ведению  Союза
   ССР.
       Предметом референдума могут быть:
       1) принятие нового закона СССР;
       2) изменение  либо  отмена  закона  СССР  или  его   отдельных
   положений;
       3) принятие  решения,  предопределяющего  основное  содержание
   законов СССР и других актов;
       4) выявление общественного  мнения  по  иным  наиболее  важным
   вопросам, находящимся в ведении Союза ССР.
       Референдум СССР проводится на всей территории СССР.
       В необходимых  случаях  референдум  СССР  может проводиться на
   отдельной территории.
       На референдум СССР не выносятся вопросы: о границах Союза ССР,
   границах  республик;  об  изменении  статуса   и   территориальной
   целостности  республик,  автономных областей и автономных округов;
   обеспечении  обороны  и  безопасности  государства;   о   принятии
   чрезвычайных  и  неотложных  мер  по охране общественного порядка,
   защите здоровья  и  безопасности  граждан;  вопросы,  связанные  с
   назначением   и   освобождением  должностных  лиц,  относящиеся  к
   компетенции Съезда народных депутатов  СССР  и  Верховного  Совета
   СССР,   а   также  вопросы,  касающиеся  выполнения  обязательств,
   вытекающих из международных договоров Союза ССР.
   
       Статья 5. Право назначения референдума СССР
   
       Право назначения референдума СССР принадлежит Съезду  народных
   депутатов  СССР,  а  в  период  между Съездами - Верховному Совету
   СССР.
       Референдум по   вопросам,   относящимся   в   соответствии   с
   Конституцией  СССР  к  исключительному  ведению  Съезда   народных
   депутатов СССР, назначает Съезд народных депутатов СССР.
   
       Статья 6. Язык референдума СССР
   
       При подготовке и проведении референдума СССР используется язык
   республики,   автономной   области,   автономного   округа,   язык
   большинства   населения   данной   местности   и  русский  язык  -
   официальный язык СССР.
   
       Статья 7. Финансирование референдума СССР
   
       Подготовка назначенного Съездом народных  депутатов  СССР  или
   Верховным   Советом   СССР   референдума  СССР  и  его  проведение
   осуществляются за счет бюджета.
   
       Статья 8. Законодательство о референдуме
   
       Законодательство о референдуме  СССР  состоит  из  Конституции
   СССР, настоящего Закона, Закона СССР "О выборах народных депутатов
   СССР",  поскольку он не противоречит настоящему Закону,  и  других
   законов СССР.
       Порядок проведения  республиканских  и  местных   референдумов
   определяется законами Союза ССР и законами республик.
   
           Глава II. ПОДГОТОВКА И НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА СССР
   
       Статья 9. Инициатива проведения референдума СССР
   
       Инициатива проведения референдума СССР принадлежит:
       гражданам СССР;
       Съезду народных депутатов СССР;
       Верховному Совету СССР;
       Совету Союза и Совету Национальностей;
       Президенту СССР;
       республикам в лице их высших органов государственной власти.
       Граждане СССР   реализуют    право    инициативы    проведения
   референдума  СССР,  если  под требованием о референдуме собрано не
   менее  двух  миллионов   подписей   граждан,   обладающих   правом
   участвовать   в   референдуме.   Граждане   СССР   не  могут  быть
   инициаторами проведения референдума СССР на отдельной территории.
   
       Статья 10. Инициативная группа по проведению референдума СССР
   
       В случае,  если  с  инициативой  о  референдуме СССР выступают
   граждане, образуется группа по проведению референдума в составе не
   менее  ста  человек  -  инициативная группа референдума.  В списке
   инициативной группы указываются фамилия,  имя,  отчество  и  место
   жительства каждого члена группы.  Вопрос, выносимый на референдум,
   должен быть сформулирован инициативной группой четко,  с тем чтобы
   на него был возможен однозначный ответ.
       Инициативная группа   референдума   обращается  в  Центральную
   комиссию референдума  СССР  с  просьбой  зарегистрировать  вопрос,
   предлагаемый  ею  на  референдум.  Формулировка вопроса может быть
   редакционно уточнена с согласия инициативной группы.
       Вопрос, предлагаемый  на референдум СССР,  с учетом заключения
   соответствующего комитета Верховного Совета  СССР  или  постоянной
   комиссии   его   палаты,   а   также  состав  инициативной  группы
   регистрируются Центральной комиссией референдума СССР.  Информация
   об  этом и адрес,  по которому следует направлять подписные листы,
   публикуются в газете "Известия Советов народных депутатов СССР".
       Формулировка вопроса,   предлагаемого   на   референдум  СССР,
   включается в подписной лист.
       Инициативной группе   референдума   выдается  свидетельство  о
   регистрации в течение 30 дней со дня обращения за регистрацией.  В
   регистрации  может  быть  отказано  лишь в случаях,  если нарушены
   требования данной статьи либо статьи 4 настоящего Закона.
       Отказ в  регистрации может быть обжалован инициативной группой
   референдума в Верховный Суд СССР.
   
       Статья 11. Порядок и сроки сбора подписей
   
       Инициативная группа  референдума  организует   сбор   подписей
   граждан с момента получения свидетельства о регистрации.
       Сбор подписей  осуществляется  гражданами  СССР,   обладающими
   избирательным правом.
       Каждый подписной  лист  с  указанием  в  нем  фамилии,  имени,
   отчества и места жительства лица,  собирающего подписи,  до начала
   сбора   подписей   должен   быть    заверен    исполнительным    и
   распорядительным   органом   городского,   районного   в   городе,
   поселкового,  сельского Совета народных депутатов по  месту  сбора
   подписей   не   позднее   7  дней  с  момента  предъявления  копии
   свидетельства о регистрации. Незаверенные подписные листы являются
   недействительными.
       Для сбора   подписей   не   требуется   предъявления    лицом,
   производящим  сбор  подписей,  никакого  другого документа,  кроме
   подписного листа. Каждый гражданин вправе подписать подписной лист
   только  один раз.  При этом гражданин предъявляет паспорт или иной
   документ,  удостоверяющий   его   личность.   Подпись   гражданина
   сопровождается указанием его фамилии, инициалов, места жительства,
   реквизитов документа и даты подписания листа.
       При необходимости   исполнительный  и  распорядительный  орган
   местного Совета народных депутатов может  проверить  достоверность
   подписей граждан на подписных листах.
       Общий срок сбора подписей по вопросу о проведении  референдума
   не  должен  превышать  трех  месяцев со дня выдачи свидетельства о
   регистрации инициативной группы референдума.
   
       Статья 12.  Направление подписных листов и итогового протокола
   по результатам сбора подписей
   
       Заполненные подписные листы направляются в инициативную группу
   референдума.  Инициативная группа  составляет  сводные  данные  об
   итогах  сбора  подписей и не позднее четырех месяцев со дня выдачи
   ей свидетельства о регистрации  направляет  заполненные  подписные
   листы и сводные данные в Центральную комиссию референдума СССР.
       Центральная комиссия  референдума  СССР  проверяет  выполнение
   положений части второй статьи 9 и части пятой статьи 11 настоящего
   Закона и результаты сбора подписей заносит  в  итоговый  протокол.
   Требование   о  проведении  референдума  и  итоговый  протокол  по
   результатам сбора подписей направляются в Верховный Совет  СССР  в
   течение   тридцати   дней   с   момента  получения  документов  от
   инициативной группы референдума.
   
       Статья 13.  Включение вопроса о  референдуме  в  повестку  дня
   Съезда народных депутатов СССР или сессии Верховного Совета СССР
   
       Съезд народных   депутатов   СССР  или  Верховный  Совет  СССР
   включают вопрос о референдуме в  повестку  дня  очередного  Съезда
   народных  депутатов  СССР  или  очередной сессии Верховного Совета
   СССР.
   
       Статья 14.  Принятие  решения  по  требованию   о   проведении
   референдума СССР
   
       Съезд народных  депутатов  СССР  или  Верховный  Совет СССР по
   требованию  о  проведении  референдума  СССР  принимают  одно   из
   следующих решений:
       1) о назначении даты референдума и мерах по его обеспечению;
       2) о   необходимости   принятия   закона  или  иного  решения,
   предлагаемого  в  требовании   о   референдуме,   без   проведения
   референдума.
       Съезд народных депутатов СССР или Верховный Совет СССР  вправе
   отклонить  требование  о  проведении  референдума  лишь  в  случае
   нарушения настоящего Закона.
       Решение по  вопросу  о  референдуме СССР принимается,  если за
   него проголосовало более половины общего числа народных  депутатов
   СССР  на  Съезде народных депутатов СССР или более половины общего
   числа членов каждой из палат  Верховного  Совета  СССР  на  сессии
   Верховного Совета СССР.
       В постановлении Съезда народных депутатов СССР или  Верховного
   Совета  СССР  о  назначении  референдума СССР указывается дата его
   проведения,  приводится зарегистрированная  Центральной  комиссией
   референдума  СССР формулировка поставленного на референдум вопроса
   для последующего включения ее в  бюллетень,  определяется  порядок
   финансирования  и  решаются иные вопросы,  связанные с проведением
   референдума.
       Постановление о проведении референдума, проект закона СССР или
   текст  проекта  иного  решения,   поставленного   на   референдум,
   публикуются  в  печати  и обнародуются в других средствах массовой
   информации не позднее десяти дней после принятия  постановления  о
   проведении референдума СССР.
   
       Статья 15. Срок проведения референдума СССР
   
       Референдум СССР  проводится  в срок не ранее двух и не позднее
   шести месяцев с момента принятия Съездом народных  депутатов  СССР
   или Верховным Советом СССР постановления о его назначении.
       В исключительных случаях Съезд  народных  депутатов  СССР  или
   Верховный  Совет  СССР  могут  установить  иные  сроки  проведения
   референдума СССР.
   
             Глава III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА СССР
   
       Статья 16.  Гарантии права на участие в обсуждении предложений
   по вопросам референдума СССР
   
       Государство гарантирует гражданам СССР,  политическим партиям,
   массовым движениям,  профессиональным союзам,  другим общественным
   объединениям,    трудовым    коллективам,    коллективам   средних
   специальных и высших учебных заведений,  собраниям  военнослужащих
   по  воинским частям право беспрепятственной агитации за или против
   требований о проведении референдума СССР,  а также за  или  против
   проекта закона или иного решения, выносимого на референдум. В день
   голосования  какая-либо  агитация  по  вопросу,   вынесенному   на
   референдум, не допускается.
       Публичное обсуждение  предложений,  выносимых  на   референдум
   СССР,  осуществляется в соответствии с законодательством о порядке
   проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
       Обсуждение может  быть  приостановлено  и  сроки  назначенного
   референдума  перенесены  в  случае  введения  в   соответствии   с
   Конституцией СССР чрезвычайного положения.
       Исполнительные и  распорядительные  органы   местных   Советов
   народных     депутатов,    комиссии    референдума    обеспечивают
   предоставление гражданам и общественным объединениям помещений для
   публичного  обсуждения  предложений,  поставленных  на референдум,
   помогают в оповещении граждан о таких обсуждениях.
   
       Статья 17. Комиссии референдума СССР
   
       Подготовку и   проведение   референдума   СССР    осуществляют
   следующие комиссии референдума:
       Центральная комиссия референдума СССР;
       центральные республиканские комиссии референдума СССР;
       участковые комиссии референдума СССР.
       В республиках   могут   образовываться  окружные  комиссии  по
   проведению референдума СССР.
       Полномочия Центральной комиссии референдума СССР и центральных
   республиканских    комиссий    референдума   СССР   осуществляются
   соответственно  Центральной  избирательной  комиссией  по  выборам
   народных  депутатов  СССР  и  по  согласованию  с  республиками  -
   центральными избирательными комиссиями республик.
       Участковые комиссии   референдума   образуются   в    порядке,
   установленном   для   образования   соответствующих  избирательных
   комиссий по выборам народных депутатов СССР.
   
       Статья 18. Полномочия комиссий референдума СССР
   
       Центральная комиссия  референдума  СССР  устанавливает   время
   голосования,  осуществляет  на  всей  территории  СССР контроль за
   исполнением настоящего Закона  и  обеспечивает  его  единообразное
   применение, входит в случае необходимости в Верховный Совет СССР с
   представлениями о толковании положений данного Закона,  направляет
   деятельность  комиссий  по  проведению  референдума,  распределяет
   между ними денежные средства,  устанавливает  формы  бюллетеней  и
   списков   лиц  для  участия  во  всенародном  голосовании,  других
   документов,  подводит  итоги   референдума,   определяет   порядок
   хранения документов, осуществляет другие полномочия в соответствии
   с настоящим Законом и другими законами СССР.
       Центральные республиканские    комиссии    референдума    СССР
   контролируют исполнение требований настоящего  Закона,  направляют
   деятельность   нижестоящих  комиссий  референдума,  производят  на
   соответствующей территории подсчет голосов и  сообщают  результаты
   Центральной комиссии референдума СССР.
       Окружные комиссии    референдума    организуют    деятельность
   участковых комиссий, контролируют правильность составления списков
   граждан,  имеющих право участвовать в  референдуме,  устанавливают
   результаты   подсчета   голосов   в  округе,  осуществляют  другие
   полномочия по обеспечению соблюдения настоящего Закона.
       Участковые комиссии   референдума   в  порядке,  установленном
   Законом СССР  "О  выборах  народных  депутатов  СССР",  составляют
   списки  граждан,  имеющих право участвовать в референдуме,  решают
   связанные с этим вопросы,  оповещают граждан  о  дне  голосования,
   обеспечивают  подготовку  помещения  для  голосования и организуют
   голосование на участках в день  голосования,  сообщают  результаты
   голосования  окружной  комиссии  референдума (если она образована)
   либо центральной республиканской комиссии референдума СССР.
       Решения комиссий   референдума,   принятые   в   пределах   их
   полномочий,  обязательны для исполнения всеми  государственными  и
   общественными     органами,    предприятиями,    учреждениями    и
   организациями, должностными лицами и гражданами.
   
       Статья 19.   Обеспечение   условий    деятельности    комиссий
   референдума СССР
   
       Председатель, заместитель  председателя,  секретарь  или  член
   комиссии референдума по ее решению может  освобождаться  в  период
   подготовки   и   проведения   референдума   СССР   от   выполнения
   производственных или служебных обязанностей с сохранением  средней
   заработной   платы  за  счет  средств,  выделяемых  на  проведение
   референдума.
       Государственные и     общественные     органы,    предприятия,
   учреждения,  организации,  должностные лица обязаны  содействовать
   комиссиям   референдума  в  осуществлении  ими  своих  полномочий,
   предоставлять в установленном порядке необходимые  для  их  работы
   помещения и оборудование, информацию и материалы.
   
       Статья 20.   Списки   граждан,  имеющих  право  участвовать  в
   референдуме СССР
   
       В списки граждан,  имеющих  право  участвовать  в  референдуме
   СССР,  включаются все граждане,  проживающие на территории участка
   для   голосования   на   момент   составления   списков.    Списки
   военнослужащих,  находящихся  в  воинских  частях,  а также членов
   семей военнослужащих и других лиц,  если они проживают  в  районах
   расположения  воинских  частей,  составляются  на  основе  данных,
   представляемых  командирами   воинских   частей.   Военнослужащие,
   проживающие  вне  воинских  частей,  включаются  в списки по месту
   жительства на общих основаниях.
       Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть
   включен не более чем в один список.
       Списки представляются для всеобщего ознакомления за 15 дней до
   дня голосования.
       Каждый гражданин   вправе   подать  заявление  о  неправильном
   включении в список  или  исключении  его  из  списка,  а  также  о
   допущенных  в  списке  неточностях.  Заявление о неправильностях в
   списке рассматривается участковой комиссией  референдума,  которая
   обязана,  немедленно рассмотрев заявление, либо внести необходимые
   исправления в список,  либо выдать заявителю копию мотивированного
   решения  об  отклонении его заявления.  Это решение комиссии может
   быть обжаловано в районный (городской) народный суд.
   
       Статья 21. Оповещение о времени и месте голосования
   
       О времени и месте голосования участковая комиссия  референдума
   оповещает граждан не менее чем за 15 дней до дня голосования.
       В помещении для голосования должен быть вывешен текст  проекта
   закона или текст иного решения, вынесенного на референдум.
   
       Статья 22. Бюллетень для голосования
   
       Форму бюллетеня для голосования на референдуме СССР утверждает
   Центральная комиссия референдума не позднее чем за 30 дней до  дня
   голосования.
       В бюллетене для голосования  приводится  формулировка  каждого
   вынесенного  на референдум вопроса и варианты ответа голосующего -
   за и против.
   
       Статья 23. Голосование
   
       Голосование на  референдуме  СССР  проводится   по   участкам.
   Участки   образуются  в  порядке,  установленном  для  образования
   избирательных участков по выборам народных депутатов СССР.
       Бюллетени выдаются  гражданам  по  спискам  для голосования по
   предъявлении  паспорта  или  другого  документа,   удостоверяющего
   личность.  При  получении бюллетеня гражданин расписывается против
   своей фамилии в списке.
       Граждане при  голосовании  вычеркивают  один  из  указанных  в
   бюллетене  ответов  -  за или против.  Если голосующий вычеркнул в
   бюллетене слова "за" и "против" или не вычеркнул оба слова,  такой
   бюллетень в соответствующей части признается недействительным.
   
       Статья 24. Подведение итогов референдума СССР
   
       Центральная комиссия референдума СССР на основании  присланных
   протоколов по результатам голосования устанавливает:
       общее число граждан СССР, включенных в списки для голосования;
       число граждан, принявших участие в голосовании;
       число граждан,  проголосовавших за,  проголосовавших против, и
   число   бюллетеней,   признанных  недействительными,  отдельно  по
   каждому предложению, поставленному на голосование.
       Протоколы по итогам голосования и иные  документы  референдума
   представляются в Центральную комиссию референдума на русском языке
   - официальном языке СССР.
       Решение (закон или иное решение),  поставленное на референдум,
   считается принятым,  если в голосовании участвовали более половины
   граждан,  внесенных в  списки  для  голосования,  и  в  результате
   референдума его одобрили более половины граждан, принявших участие
   в голосовании.
       Результаты голосования  подводятся  на  заседании  Центральной
   комиссии референдума СССР,  оформляются в виде протокола,  который
   подписывают   члены   комиссии,   и  публикуются  как  официальное
   уведомление об итогах референдума СССР.
   
       Статья 25. О проведении повторного голосования
   
       По представлению  Генерального  прокурора  СССР  о  допущенных
   нарушениях при проведении референдума СССР,  которые могли оказать
   влияние на его результаты,  Центральная комиссия референдума  СССР
   имеет  право  принять  решение  либо о проведении в течение месяца
   повторного  голосования  на  тех  участках  (округах),  где   были
   нарушения, либо о проведении в течение года повторного голосования
   на всей территории СССР.
   
       Статья 26.   Иные   правила   о   голосовании   по   вопросам,
   поставленным на референдум СССР
   
       Если настоящий  Закон  не  содержит  правил  об  организации и
   порядке голосования,  подсчете голосов и установлении  результатов
   голосования  на  референдуме  СССР,  то такие правила определяются
   применительно к правилам о выборах народных депутатов СССР.
       По отдельным вопросам, поставленным на референдум, определение
   результатов  голосования  может  производиться  в  соответствии  с
   правилами,  установленными при назначении конкретного  референдума
   СССР.
   
       Статья 27. Публикация решений по итогам референдума СССР
   
       Решение (закон или иное решение),  принятое путем  референдума
   СССР, публикуется Президиумом Верховного Совета СССР в семидневный
   срок со дня официального уведомления о его итогах.
   
        Глава IV. ДЕЙСТВИЕ РЕШЕНИЙ ПО ИТОГАМ РЕФЕРЕНДУМА СССР.
             ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                          О РЕФЕРЕНДУМЕ СССР
   
       Статья 28.  Вступление  в   силу   решений,   принятых   путем
   референдума СССР
   
       Закон СССР, принятый путем референдума СССР, вступает в силу в
   порядке,  установленном для актов Съезда народных депутатов СССР и
   Верховного   Совета   СССР.   Иное   решение,   одобренное   путем
   референдума, обязательно для реализации со дня опубликования, если
   в самом решении не предусмотрен иной срок.
   
       Статья 29. Обязательность решений по итогам референдума СССР
   
       Решение, принятое    путем    референдума    СССР,    является
   окончательным,  имеет обязательную силу на всей территории СССР  и
   может быть отменено или изменено только путем референдума.
       Итоги референдума,  проводимого  для  выявления  общественного
   мнения  в  соответствии  с  пунктом  4 статьи 4 настоящего Закона,
   должны   учитываться   при   принятии   решений   соответствующими
   государственными органами.
   
       Статья 30.  Ответственность  за  нарушение  законодательства о
   референдуме СССР
   
       Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подкупа или
   иным  путем  свободному  осуществлению  гражданами СССР их прав на
   участие   в   референдуме   СССР,   а   также   должностные   лица
   государственных или общественных органов, предприятий, учреждений,
   организаций,  члены инициативной группы  и  комиссий  референдума,
   лица,  производящие сбор подписей,  совершившие подлог документов,
   приписку,  заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну
   голосования, наказываются лишением свободы сроком до пяти лет, или
   исправительными работами на срок  до  двух  лет,  либо  штрафом  в
   размере до пяти тысяч рублей.
   
                                            Президент Союза Советских
                                           Социалистических Республик
                                                           М.ГОРБАЧЕВ
   Москва, Кремль
   27 декабря 1990 года
   N 1869-1